Факторы, препятствующие практике йоги

Натхи, Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий, Адвайта, Шанкарачарья1. Отсутствие преданности своему гуру или отсутствие гуру вовсе. 
Гуру — это основа. Без гуру невозможно правильное понимание йоги. В йоге во всем следует полагаться в первую очередь на гуру, затем на священные писания той традиции, в которой ты практикуешь йогу и потом уже на себя и свой личный опыт. Выход — найти гуру и придти к нему со всем почтением и уважением. Но сперва нужно быть к этому готовым и найти близкую по сердцу традицию, путь.

2. Отсутствие традиции, как формы передачи знаний и практики йоги. 
Истинная йога всегда передавалась в рамках той или иной традиции и школы, в которой она развивалась. Оторванная от традиции йога это уже не йога, а фитнес или растяжка, либо профанация. Традиция это мировоззрение, правила, предписания и их представление и понимание. Это вторая основа после гуру. Чтобы найти близкую по духу традицию, именно свой путь, следует выстроить сперва культуру мышления, чтобы отделить зерна от шелухи.

3. Тупость, симплексность и прямолинейность мышления. 
Сюда также можно отнести фанатичный консерватизм. Для практики йоги требуется гибкий ум и выстроенная культура мышления. Тогда слова гуру и опыт в священных текстах не будет восприниматься тупо и однообразно. Тупые люди становятся фанатиками и попадают в деструктивные секты, поскольку их интеллект не развит до такой степени, чтобы понимать какие-то вещи более многогранно и глубоко, а не поверхностно. Йога не терпит тупости, фанатизма, поверхностного взгляда и профанации. Выход — развивать интеллект, изучать все не поверхностно, но подробно, читать необходимые книги, очищать свою жизнь и свой ум от всего ненужного и лишнего.

Натхи, Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий4. Ментальный онанизм, постоянный поток дерьма в уме. 
Ум для практики йоги должен быть если и не полностью очищенным, то как минимум избавлен от огромного количества ненужной мысленной активности. Это не значит что нужно потерять интерес к исследованию мира и себя. Это значит, что следует прекратить любую мысленную активность, которая не даёт совершенно никаких результатов или даже отнимает время и силы, перестать думать о том, что тебя никак не касается и не нужно тебе в жизни.

5. Ненужная активность. 
Всевозможные ненужные действия, которые человек делает в силу своих уже сформированных привычек, тупости или страха перед кем либо или чем либо, отнимают время и силы, делают из него раба своих желаний, который никогда не будет удовлетворен своей жизнью. А это значит, что от йоги он отдаляется. Выход — осознать то, что ты делаешь, прекратить ненужные действия. Обратить на самого себя внимание в первую очередь и признать свои ошибки и несовершенства. Стараться ясно анализировать все свои действия, отсеивать и выкидывать из жизни то, что тебе не нужно и то, что тратит твоё время и силы и никуда тебя не ведёт.

6. Неумеренность в любых вещах и делах. 
Избыток, либо недостаток активности, сна, секса, еды, воды, и т.д. является губительным фактором в практике йоги. Следует изучить вопрос потребностей очень подробно, либо руководствоваться информацией, полученной от компетентных людей и (или) из компетентных источников. Так важно определить свою меру во всем. Мера это то что ты можешь делать на постоянной основе и что не сбивает твой режим дня, твой ум и твою концентрацию, не отнимает у тебя здоровье. Умеренность должна быть во всем — в мыслях, в действиях, желаниях и потребностях. Если ее нет, практиковать йогу не получится.

Натхи, Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий, Шива, Шакти, Парвати7. Эмоциональная распущенность, истеричность, неконтролируемая агрессия, избыточное веселье.
Обычно это происходит в силу отсутствия осознанности, внимания к себе и самоконтроля. В таком случае к практике йоги лучше вообще не подходить, поскольку она может сделать ещё хуже. Лекарство обернется самым опасным ядом для невежественного человека. Обычно эмоциональная распущенность возникает от неудовлетворенности жизнью, от избытка чувственных наслаждений и удовольствий, отсутствия самоконтроля в жизни, порядка во времени, в активности, в еде, сне, сексе и т.д. если взять под контроль все эти сферы своей жизни, то ум будет готов к практике йоги. Также следует осознанно наблюдать за своими эмоциями и не позволять им вставать во главе пантеона своей психики. Эмоции это лишь реакция. Не стоит к ним относиться слишком серьёзно, но и не стоит их выпускать на волю, если не сможешь потом поймать, они подобны голодным псам. Если не можешь с ними справиться, то выпустив их на волю, они тебя сожрут. Следует внимательно наблюдать за ними и не терять самообладание, ставя во главе своей психики не эмоции, не рацио, но Сознание-Наблюдатель, который уравновесит эмоции и интеллект.

8. Желание славы и признания среди людей. 
Слава и признание кого-то кем-то это в здравом понимании есть доверие одних людей к другому и почтение его. В этом нет ничего плохого. Но стремление к славе и признанию порождает желание казаться, но не быть, чтобы побыстрее урвать своё место под солнцем. В итоге человек если и обретает славу и признание таким симуляционным способом, то это слава и признание поверхностных людей, которым на самом деле плевать кому служить м чем жить. Так создаются всевозможные секты, где в основе стоит лидер, который в принципе ничего в жизни не достиг, кроме внимания со стороны поверхностно мыслящих людей, но всю жизнь лишь стремился к славе, чтобы стать царем горы. Это вершина горы, а точнее, кучи мусора и даже до нее добираются немногие. Большая часть людей в своём стремлении добиться уважения, прогарают и становятся социофобами, либо вообще умирают. Такого в йоге быть не должно. Выход таков: делай то, что должен, делай это качественно, не гонись за славой и признанием и не привязывайся к результатам своих действий.

9. Холодное сердце, закрытость, социофобия, отсутствие желания поддержать, протянуть руку помощи и неправильное понимание сострадания. 
Сейчас много людей говорит о сострадании, но немногие вообще понимают что это. Кто-то буквально понимает, что сострадание это значит вместе страдать. Кто-то понимает это как перенятие страданий других на себя. Кто-то говорит о прекращении страданий. Все это в целом не верно и вообще термин «сострадание» ошибочный и неполный поэтому он вводит людей в заблуждение. Для йогина очень важно быть открытым для людей, но при всем при этом не позволять им пользоваться этим в своих целях. Йог должен быть благосклонным ко всем людям и иметь теплоту в своем сердце, которую передавать другим. Но он не должен навязывать это людям. Он не должен помогать тем, кто не просит его о помощи. Только в самом крайнем случае, если стоит вопрос жизни и смерти и когда другой человек уже не может отвечать за себя, и то это только если йогина столкнула с этим жизнь. Он не должен искать возможности спасти всех, потому что большинство просто не нуждается в этом. Ни у кого нет возможности помочь сразу всем людям во всем, как бы ты этого и хотел. Следует оставить дурную идею о спасении живых существ собственными силами. Альтруизм — это тень, которую отбрасывает раздутое до болезненных размеров эго. Помогать людям в жизни следует тогда, когда они этого просят. Если ты хочешь помочь и можешь помочь, следует спросить, нужна ли помощь. Если нужна, тогда помочь. Если нет — уйти с миром и оставить этого человека. Но никогда не навязывать свою помощь другим. Не следует быть холодным к людям и закрывать от них своё сердце. Это можно делать лишь в том случае, если эти люди решили воспользоваться твоей добротой и теплотой и перенести на тебя всю ответственность за их жизнь. Лучшей помощью для таких людей будет проучить их либо прямым наставлением, либо «холодным сердцем». Но отсутствие тёплых чувств во взаимоотношениях с любыми людьми, закрытость по отношению к ним будет создавать большую преграду в доверии. Также не следует всем подряд открываться, как и не следует общаться со всеми подряд. Это разумная техника безопасности, которая позволяет сохранить тепло в сердце и не растратить его на корм паразитам. Следует избегать попадания в большие скопления людей, но лишь на первых порах практики йоги. Потом это не должно быть препятствием. Будучи йогом не следует считать всех тех, кто не практикует йогу несовершенными и недостойными. Они просто другие. У них другие цели, другие идеи, жизненные ориентиры и принципы. Следует оставить их в покое и помогать лишь тогда, когда попросят и лишь в том случае, если у тебя есть возможности помочь. Не следует никого насильно вести к просветлению, так как можно таким образом испортить человеку психику или даже случайно его убить. Следует всех оставить в их иллюзиях, пока они сами не захотят придти к самопознанию и познанию Реальности, и относиться к ним с заботой в соответствии с их желаниями и потребностями.

Натхи, Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий, Брахман, Ганеша, Ведавьяса10. Апатия и депрессия, неуверенность в себе и нелюбовь к себе. 
Как можно любить других, если не любишь себя? Апатия и депрессия могут возникать от избытка чувственных наслаждений. Поэтому важно контролировать это, знать меру во всём. Внимание к себе — это и есть истинная любовь к себе и забота о себе. Причина избытка — это невнимание. Следует внимательно прислушиваться к своим потребностям и учиться осознанно их удовлетворять, прежде чем встать на путь тапаса, т.е. самоограничения. Самоограничение должно также происходить во благо себя, без желания навредить самому себе. Это должно быть проявлением любви и заботы у самому себе, а не насилием над самим собой. Должно придти глубокое понимание того, для чего в принципе у человека есть ум и интеллект, как их применять, зачем упорядочивать свою жизнь. Если этого понимания нет, то нужно понять хотя бы то, что любовь к себе это внимание и осознание всех своих желаний и потребностей. Неуверенность в себе приходит от нереализации желаний и непонимания своих желаний, а также от непонимания того, на каком месте находишься и куда двигаешься. Поэтому и пытаешься сравнивать себя с другими, кто уже куда то двигается, тем самым теряешь уверенность в себе. Нужно прекратить себя сравнивать с другими и не пытаться равняться ни на кого, кроме гуру, если ты уже встал на путь йоги. И то, равняться на него не в развитии его личных качеств, а в стремлении развития на пути к Совершенству. Развивать нужно себя. И идти следует своим путём, с теми, кто идёт этим же путем. С такими людьми ты приобретешь уверенность в себе. Но подлинную уверенность в себе, ты сможешь обрести только тогда, когда найдешь Вечность внутри себя и осознаешь, что это и есть ты. Потому что уверенность в себе как в ограниченном субъекте, как в личности, неизбежно приведет к гордыне, а это ещё одно препятствие на пути Йоги к Самадхи.

11. Гордыня и гипертрофированное эго. 
В попытках обрести уверенность в себе человек входит в крайность и начинает считать себя центром мира. Он начинает считать, что весь мир ему обязан, что все люди ему должны, что он лучше всех. Он создаёт себе пузырь-мирок, в котором старается жить, но когда гармония его мира нарушается кем-то или чем-то, он испытывает страдания, неудовлетворенность, начинает истерить, кричать, плакать, возмущаться. Своим эго он закрывается иногда как от людей, так и от самого себя истинного. Эгоисты и эгоцентристы не уважают никого, кроме своей искусственно созданной на неуверенности в себе личности. Слабые люди с низкой самооценкой частенько становятся обслугой людей с завышенной самооценкой. Оба типа людей не имеют ни малейшего представления о том, что происходит, кто они такие на самом деле. Просто играют свои роли, находясь словно во сне. В йоге нет места людям ни с низкой самооценкой ни с завышенной самооценкой. Здоровая самооценка выстраивается у человека при понимании его места в мире, его способностей, целей и возможностей. Здоровая самооценка у того, у кого есть правильное понимание жизни, цели человеческого существования, у того, кто кто занимается тем, чем он должен заниматься и у того, кто не сравнивает себя с другими.

12. Страх и отсутствие веры в Нечто Высшее. 
Основной страх это страх смерти. Все остальные страхи существуют где-то рядом. Отсутствие веры в Нечто Высшее, в причину всего, то, что многие называют Богом или Богами, обуславливает человека испытывать нечто большее, чем простой инстинкт самосохранения. Человек, который не верит в Высшее, испытывает очень сильное внутреннее дисгармоничное переживание. Он ощущает одиночество, ненужность, бессмысленность, тленность. Ему становится не по себе от того, что все так скучно и тупо, просто есть. Он начинает цепляться за жизнь и избегать смерти любыми способами. Его инстинкт самосохранения гипертрофируется во всепронизывающий страх смерти. Он избегает всего, что может быть связано со смертью — трупов, кладбищ, крови, болезней, боли, и так до самых крайностей. Для него это становится злым, а все что даёт жизнь, здоровье, радость, является добром. В таком дуализме он и живёт. Привязан к жизни и боится смерти. Но тот, кто боится смерти, тот боится жить, поскольку, чем больше страх перед смертью, тем большего количества вещей и действий человек начинает избегать в жизни. Все страхи в итоге связаны с лишениями чего либо, что может быть частью или собственностью человека. То есть, чем больше человек боится смерти, тем большим количеством ненужных вещей и действий он себя окружает, чтобы почувствовать что он ещё живой. Настолько силен его страх и привязка, что в случае потери им смартфона, автомобиля или другой вещи, у него может случиться нервный срыв. Конечно же такое восприятие говорит о том, что человек не готов для жизни даже. О йоге и речи не может идти. Привязанность к вещам и к жизни порождает страдания от их утраты. Если к чему и привязан Йогин, так это к цели достичь Самадхи, к Высшему, и то, только на начальных ступенях своего развития. На пути Йоги человек сохраняет своё тело не потому что он боится и избегает смерти, а потому что он верит в Высшее, и что на пути к Высшему следует качественно подготовиться. Тело в данном случае это и храм, в котором поселяется или же пробуждается Высшее, и тело же это жертвоприношение Высшему. Сам процесс йоги это процесс жизни как качественного сакрального умирания во славу Высшего. Естественно, здесь должна быть не просто вера, но крепкая уверенность в Высшем. Если ее нет, то человек не готов к Хатха и Раджа йоге. Сама цель йоги — достичь Высшего, но если нет веры в Высшее, должно быть то, что пробудит эту веру. Для этого нужно получить духовный экспириенс. Такому человеку следует изучать мир, исследовать явления окружающего мира, природу, изучать поэзию, искусство, постигать философию и размышлять над природой всего. Кому-то нужно спонтанное пробуждение, которое придет однажды или не придет, а кому-то психоделики, которые могут его призвать. У кого вообще нет стремления к Высшему. Тому, кто грезит лишь об исполнении своих материальных желаний, следует удовлетворять осознанно их, работать, зарабатывать деньги и часть своего заработка отдавать пожертвованиями мудрецам. Это будет лучший способ для таких людей приобщиться к Йоге и приблизиться к этому пути. Практиковать яму, нияму, асану, пранаяму, пратьяхару, дхарану и дхьяну в контексте Хатха и Раджа йоги им не имеет смысла.

Натхи, Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий, Шива13. Неумение и невозможность самостоятельно обеспечить себя всем необходимым для выживания, жизни и практики йоги. 
Йогу невозможно практиковать голодным. Поэтому йог обязан уметь выживать в любой среде. Йог должен уметь добывать как и деньги на все необходимое, живя в условиях цивилизации, так и пищу, воду, одежду и кров, живя в любых условиях, даже в самых диких и безлюдных. Если человек не умеет этого делать, значит он не готов к йоге и к жизни в принципе. Ему следует сперва научиться этому.

14. Навязчивые нереализованные желания. 
Если у человека это есть, то это серьезная преграда на пути Йоги. Каждое нереализованное желание может в момент приближения человека к Самадхи, проявиться в извращённой гипертрофированной форме, что будет иметь определенные негативные последствия для человека. Чтобы это предотвратить, следует быть внимательным к самому себе, вычленять в своем уме все нереализованные желания, пытаться понять их природу и причину и в конечном итоге, избавляться от них через разоблачение их призрачности с помощью чистого самоанализа, либо с помощью скорейшего воплощёния их в жизнь.

15. Болтливость, отсутствие контроля за своей речью. 
Слова-сорняки, беседы ни о чем, обилие грубых слов, словесный понос — все это берет начало в уме. Неспокойный ум, расстроенный, растерзанный на части, ищет целостности. Праздного общения ищет человек одинокий, потерянный, обессиленный. Он пытается говорить что угодно, просто для того чтобы не столкнуться с тишиной. Он боится тишины. Тишина для него равносильна смерти. А смерти он боится до дрожжи в костях и цепляется за жизнь любыми способами. Слова сорняки человек говорит с целью получить как бы подтверждение своих слов вовне, он не уверен в себе. Следует развивать уверенность в себе средствами указанными выше. Невнимательность к себе также является причиной мусорной речи и словесного поноса. Иногда это бывает в силу наличия уже каких-либо серьезных психических расстройств. Тогда следует полечить психику лекарствами. Но об этом немного позднее. Грубые слова в речи закрепляются с детства из школьного коллектива или с улицы или даже из семьи. Обычно эти слова имеют оскорбительный характер и говорятся в порыве гнева неосознанно в семейных конфликтах. Дети это перенимают и несут дальше. Так это закрепляется и становится частью привычного обыденного общения. Конечно, это не правильно. Следует очищать свою речь от тех слов, которые имеют оскорбительный характер и применяются в речи не по назначению. Когда мы говорим, мы тратим также энергию. Говоря что то в пустую мы тратим энергию в пустую. Конечно это можно потом ‘»нажрать» сладостями и фастфудом, но тогда человек станет удовлетворять свои чувственные удовольствия, уйдет в крайность, в избыток и потом из него вновь это прольётся словесным поносом. Замкнутый круг. Чтоб из него выйти, стоит следить за собой и тем, что говоришь. Не стоит оскорблять кого-то не по назначению. В случае, если человек ищет комфорта и наслаждения, то лучше говорить с ним ласково и сладко. Конечно, стараться говорить правду, но если он не готов к правде, то пусть его уши ласкает сладкая ложь. Главное — не навредить его покою и комфорту, если он сам того не желает. Острые и грубые слова и фразы должны применяться в крайних случаях. Тогда они имеют свою силу. На пути Йоги не следует лишний раз грубить людям. В конце концов, ты этим языком будешь читать мантры, молитвы, славления Высшего. Если ты не имеешь силу в словах и всю растратил ее на пустое праздное общение, словесный понос, разговоры ни о чем, слова сорняки, то и мантры твои и молитвы не будут иметь никакой силы. Естественно, человек, который не следит внимательно за своей речью, не готов к йоге и все это будет для него большим препятствием. Скорее он предпочтет больше говорить о йоге, нежели ее практиковать. Если человек готов к тому, чтобы серьезно практиковать, но ему мешает его грязная речь, то ему следует взять обет молчания на какое-то время. Не говорить ни с кем в это время, только читать стихи, книги, избегая общения с людьми и мусорной информации. Так можно решить эту проблему.

Натхи, Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий, Вишну, Васуки, Лакшми16. Тусовки, гоготушки, компании простых людей, которые далеки от йоги.

Если человек настроен на серьезную практику йоги, то ему следует раз и навсегда забыть о тусовках и гоготушках. Все это бессмысленное времяпрепровождение, которое никак не сможет быть интегрировано в практику йоги. Для йога не полезно делиться информацией о йоге с не-йогами. Она не даст им ровным счетом ничего, а йогин потеряет своё время. В тоже время, общение на темы, непосвящённые йоге и тому что могло бы быть интегрировано в практику йоги, также ничего не даст кроме эмоциональной разрядки. Но йог не ищет этого, поскольку сохраняет свою энергию для трансформации в тапас. Из этого можно сделать вывод, что для того человека, кто осознанно встаёт на путь йоги, следует сделать выбор, либо компашка, тусовки, гоготушки, праздное общение ни о чем и пустое время препровождение, либо йога-садхана. Остальное следует выкинуть из своей жизни, как лишнее и ненужное, если оно никак не встраивается в практику. Практикой же должна быть вся жизнь, а не только растяжка по вечерам на коврике. Не следует избегать целенаправленного общения с родными и разрывать с ними связь, как делают сектанты и фанатики. На пути настоящей Йоги это будет большой ошибкой. Не следует также избегать взаимодействия с коллегами по работе в рабочее время. Но настоящие друзья для тебя как для йога это те, с кем тебе по пути к Самадхи, а не те, с кем тебе по пути в бар, клуб, дискотеку или боулинг.

17. Отсутствие контроля над поступающей извне информацией. 
Это одно из основных препятствий людей, которые занимаются духовным поиском. Они потерянные начинают хватать все и ото всюду. В итоге у них получается каша в голове. Они довольны тем что знают многое, но в итоге стоят на месте и никуда не двигаются, либо же двигаются, плавая на поверхности. Очень часто становятся жертвами коммерческих околорелигиозных профанаций, сект, и т.д. Многие же даже становятся создателями таких сект и культов и собирают вокруг себя точно таких же поверхносто-плавающих. Можно сказать тут так — на поверхности плавают лишь аллигаторы и дохлые рыбы. Аллигаторы это профанаторы. Дохлая рыба это профаны. Чтобы не попасть под влияние сект, дезинформации, следует развивать культуру мышления, изучать, читать книги, исследовать это все, учиться отсеивать ненужное и ложное, умение различать истину и ложь, полезное и бесполезное. Всего этого можно достичь, в первую очередь, упорядочив источники поступающей информации. На первом месте, если человек уже встал на путь йоги, это должен быть Гуру. На втором месте это священные писания и трактаты по которым живёт практик в рамках своей традиции. На третьем месте должен быть собственный опыт, что был получен в результате практики садханы. И лишь потом идёт поток из всех остальных полезных для йога источников. Все бесполезные выкидываются и не используются. Важно ведь не то, сколько ты знаешь, а то как ты умеешь применять эти знания в своей жизни.

18. Опаздание, пренебрегание режимом и наплевательское отношение к времени, отсутствие постоянства. 
Йогина отличает строгое следование дисциплине, но при этом наличие гибкого ума. Существуют ситуации, где не нарушить режим просто невозможно. Йогин не избегает таких ситуаций, но старается свести их наличие в жизни к минимум на этапе, когда он ещё не утвердился в осознании Высшего и не достиг Самадхи. Ситуации требующие нарушения дисциплины редкие и экстренные. Но основа практики йоги была и остаётся дисциплина, следование правилам и предписанием, упорядочивание своего времени под свой дисциплинарный режим если йогин живёт один или под общий дисциплинарный режим, если он живёт в ашраме. Постоянство это одно из главных качеств, необходимых для практики йоги. Только при постоянстве можно сказать, даже рутинной активности, можно последовательно, постепенно и с минимальными рисками развить определенные навыки и способности, которые в единстве своём являются почвой для обретения возможности практиковать более высшие медитативные практики, то есть подойти к тантрическому уровню, из Пашу-Бхавы в Вира-Бхаву. Если человек не может взять под контроль свою жизнь, упорядочить время сна, приёма пищи и активности, если он изменяет себе, принятым самим собой же распорядкам и правилам, то как он сможет удержаться в мощном потоке более серьезных практик, например тантрической садханы? Если человек постоянно опаздывает, не успевает, задерживается, значит его внимание разбросано и отвлечено от садханы, от йогической практики, от дисциплины-тапаса на другие всевозможные ненужные вещи. Это может быть все, что угодно. Он не стремится к пратьяхаре, к отвлечению чувств и тешит их внешними раздражителями, сливая свой потенциал вовне. В итоге он везде опаздывает, все забывает, постоянно растерян, у него постоянно сбит режим и график. Он либо ещё не готов к дисциплине к йоге вообще и его мучают некие неудовлетворенные желания, что он беспокойно ищет источники раздражения своих чувств дабы отвлечься на них, либо он плохо кушает и ему следует обратить внимание на свой рацион, также на наличие в нем резких вкусов, раздражающих психику (очень сладкое, пересоленное, острое, кислое), либо он использует искусственные стимуляторы, которые сперва его возбуждают, а потом он теряется в прострации, либо он допускает слишком много чувственных удовольствий в своей жизни, включая сексуальные удовольствия, либо он просто недостаточно хорошо понимает необходимость очищения своей жизни от всего ненужного на этом этапе и необходимость следования дисциплине, либо тут присутствует совокупность всех факторов. В большинстве случаев, это совокупность факторов, потому что все вышеперечисленные вещи связаны между собой. Этот порочный круг можно разорвать только лишь ясным пониманием необходимости дисциплины и неустанным, постоянным устремлением своего внимания на практику, режим и время. Для этого хорошо всегда иметь при себе часы и ежедневник с уже выстроенным планом и расписанием на день, неделю, месяц. Следует разобраться со всеми вышеперечисленными факторами, чтобы очистить своё внимание и стать пунктуальным. Пунктуальность и постоянство — залог успеха в обычной жизни, а в йоге это краеугольный камень всей практики.

Натхи, Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий, Шива19. Плохая стрессоустойчивость и плохая адаптация к внешним воздействиям, включая погодные условия (жара, холод, засуха, ливень), болевой порог и т.д. 
Для серьезной практики йоги необходимо иметь уже закаленное в меру тело. Необходимо иметь достаточно повышенную устойчивость к повреждениям кожи, мышц, достаточную минерализацию костей, отсутствие остеопороза, хорошую устойчивость к ударам (синяки в идеале не должны оставаться после достаточно сильного удара, но если остаются, должны быстро проходить). Всего этого можно достичь с помощью специальных подготовительных практик Юкти-Йоги, а также, таких практик как «набивка», «железная рубашка», которые часто встречаются в системе цигун и в азиатских боевых искусствах. Устойчивость к жаре и холоду нарабатывается также медленно и последовательно с помощью адаптации — закалки. Если нет подобной «динамичной» устойчивости, то о какой устойчивости в статичном пребывании в асане может вообще идти речь? Устойчивость психики к стрессам также связана с устойчивостью тела к внешним воздействиям. Они друг друга дополняют. Развивая устойчивость тела, можно развить устойчивость психики. Когда человек приходит на реальный путь йоги, он неизбежно сталкивается со всевозможными стрессами. Чего только стоит длительное пребывание в различных позах с сохранением концентрации, внимания на определенных точках тела или внутреннее созерцание. Подготовив себя в достаточной мере заранее, йог с легкостью преодолевает все эти препятствия, ничто и никто уже не может помешать ему практиковать йогу и сбить его с пути практики.

20. Хронические и острые заболевания тела, нервной системы и психики. 
Хронические заболевания, это те которые проходят в скрытой или явной форме достаточно долгое время. Практика йоги все открытые хронические заболевания переведет в стадию обостренных, а все скрытые вскроет и также переведет их в стадию обостренных. Человек со слабым иммунитетом может не выдержать и умереть. Поэтому перед тем, как сознательно вступить на путь практики Хатха (Раджа) Йоги, человеку следует избавиться от всех хронических заболеваний с помощью Юкти-Йоги (подготовительных практик). То, что невозможно вылечить только лишь с помощью асан, дыхания и различных упражний, можно вылечить с помощью лекарств и других внешних средств. На пути йоги их не следует отрицать и следует правильно использовать по назначению компетентного доктора (не допуская самодеятельности). Тоже самое касается и всех заболеваний в острой стадии. Лучше всего их вылечить с помощью лекарств, а последствия болезни устранить уже практикой, которая будет способствовать регенерации поврежденных тканей. Тоже самое касается и запущенных нервных и психических заболеваний в обостренной и хронической стадии. Их следует сперва вылечить с помощью курса или курсов лекарств, прежде чем вообще подходить к йоге. Если начать практиковать Раджа-Йогу, имея определенные психические отклонения, то в скором времени они дадут о себе знать. Если человек дойдет до ступени Самадхи, то его Самадхи обернется для него не просветением, а тотальным сумасшествием и одержимостью. Именно поэтому лучше начать с устранения всех этих препятствий с помощью лекарств и Юкти-Йоги, о чем было сказано выше.

21. Переедание/недоедание/употребление мусорной еды с целью удовлетворения привычек. 
Как уже было сказано, необходимо знать меру во всем. Если человек будет переедать, у него большая часть энергии будет уходить на переваривание пищи и утилизацию отходов пищеварения, а также человек будет полнеть, набирать лишний вес и это осложнит ему практику йоги. Также, если у человека постоянно полный желудок, то ему просто некогда заниматься йогой, потому что на полный желудок заниматься йогой нельзя — некомфортно и вредно. Недоедание также вредно как и переедание. От недоедания у человека не хватает сил, ему хочется есть и (или) спать, у него ни энергии ни мотивации для занятий йогой, у него плохо с режимом, дисциплиной, он всегда везде опаздывает. От употребления так называемой «мусорной» еды у человека в первую очередь засоряется психика. Засоряется она по принципу формирования пагубных пищевых пристрастий. Человек начинает есть больше «грязной» еды, которая не несет в себе никаких питательных средств, и забывает о своем рационе, потому что он уже уталил свой голод с помощью джанкфуда. В итоге, он в большей степени недоедает нормальной пищи и переедает бесполезной пищи. Это сказывается на том, что он не утоляет потребности своего организма в полном наборе питательных веществ, отчего система его организма начинает постепенно разрушаться. Он становится склонным либо к полноте, либо к худобе, происходит гормональный сбой, у него выходят из строя внутренние органы. Все это происходит медленно, но человек успевает за это время заработать себе множество болезней, о чем в последствии будет жалеть. Все это происходит долгие годы, но болезни дадут о себе знать однажды и всей силой. Так оно обычно и бывает. У кого-то раньше, у кого-то позже. Для того, чтобы получать сбалансированный набор всех питательных веществ, нужно иметь четко выстроенный рацион питания, в соответствии с потребностями организма, с активностью человека, строением тела, типом питания, его каких-то индивидуальных особенностей и вкусов. Человек должен потреблять ровно столько калорий, сколько ему необходимо для поддержания нормального функционирования его тела, активности, жизнедеятельности, ни больше ни меньше. На пути йоги следует полностью избавиться от мусорной еды в своем рационе. Избавление от привычек питаться «мусорной» едой начинается с осознанного принятия этих продуктов в качестве пищи, а затем постепенного отказа вместе с культивацией здорового и полноценного, сбалансированного по всем необходимым нутриентам, рациона питания. В понятие «мусорной» еды не входят какие-то конкретные продукты. В целом, это продукты которые подверглись сильной рафинации, где много трансжиров и быстрых углеводов. Обязательный отказ от мяса и других животных продуктов на пути йоги практикуется только в рамках определенных традиций (не всех традиций). На этапе Юкти-Йоги (подготовки) подобные аскезы могут быть во многих случаях вредными для человека. Что же касается отказа от вареной и приготвленной любыми другими способами пищи, то такое вообще не практикуется в йоге. Такое питание (подножным кормом) практикуют только йогины-аскеты, которые живут в лесу, горах и других диких местах. И то, для поддержания жизни они периодически охотятся, если того требуют обстоятельства. Чтоже касается полного отказа от пищи, то такое практикуется в йоге только в определенных традициях и в определенные дни месяца/года. Данная аскеза соблюдается с целью усмирения чувств и как «подсобка» в практике пратьяхары, дхараны и дхьяны. Полного отказа от пищи ни один йогин не практикует. Все, кто говорят, что йоги могут жить без еды — лжецы. Продвинутые йогины могут «впадать» в состояние анабиоза, замедляя все системы своего организма и можно сказать «засыпая» на достаточно продолжительное время без дыхания и биения сердца. В таком состоянии они могут находиться достаточно продолжительное время без воды, еды и других ресурсов. Но это уже совсем другая история.

Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий, Йога, Вишну22. Недосыпание, пересып и сбитый режим сна/бодрствования. 
От недосыпания организм неуспевает восстановиться полностью, из за чего страдают все системы. Конечно, продвинутый йогин, который практикует дхьяну, может спать реже, но все равно, сон ему необходим. Ни один йогин не игнорирует сон. Сон — это естественная потребность организма. Если не высыпаться, то будет сбиваться режим дня, будет теряться концентрация, практика йоги будет идти хуже, общее состояние будет хуже. А следовательно и результат практики йоги будет все дальше и дальше. Если же пересыпать и вставать позже, чем нужно (при условии того, что спать лег вовремя), то будет развиваться слабоумие. Также будет теряться концентрация, организм будет пребывать в вечной сонливости и его будет достаточно тяжело раскачать и заставить вообще что-то делать. Человек станет ленивым и ему уже вообще будет не до йоги. Средняя продолжительность сна — 7-8 часов. Некоторые умудряются высыпаться за 6 часов. Есть те, кто вообще спят по два часа в течении суток в разное время. Режимы сна/бодрствования у всех разные, но факт в том, что 2/3 суток человеку лучше бодрствовать, а 1/3 спать. Лучшей моделью для «дневных» людей, которые живут и бодрствуют преимущественно днем, является модель от 16 до 18 часов бодрствования и от 8 до 6 часов сна. Для практики йоги сон должен быть в одно и тоже время. Нужно отходить ко сну в одно и тоже время и просыпаться в одно и тоже время. Если самостоятельно просыпаться не получается на первых порах, то для этого есть такое замечательное средство, как будильник. Практика асан должна также проходить в одно и тоже время, желательно в одном и том же месте. Если не высыпаться или пересыпать, то сбивается весь режим и практика асан либо не выполняется, либо выполняется не полностью, либо выполняет в другое время и(или) другом месте. Это всё неправильно. Дисциплина — основа практики йоги. Если нет дисциплины во времени и сне, тогда нет собственно и настоящей практики йоги, а только лишь жалкие попытки практиковать этот Путь. Важно научиться правильно спать еще до того, как вообще узнаешь о том, что такое йога. Опаздывать на занятия по подготовке (Юкти-Йоге) еще в большей степени говорит о тебе как о человеке, которому на самом деле пока не интересна йога, а интересно что-то другое, из-за чего ты не спишь по ночам.

23. Медлительность, сонливость и последующая излишняя возбужденность, сменяющие друг друга постоянно. 
Людям, которые столкнулись с этим препятствием в обязательном порядке требуется строгая дисциплина. Медлительность/сонливость и возбужденность не имеют ничего общего с концентрацией и вниманием, а значит не имеет ничего общего с реальной практикой Хатха-Йоги. В данном случае под медлительностью понимается заторможенность реакций, а не осознанное медленное выполнение каких-то действий. Причинами медлительности и сонливости может быть как было уже сказано, недоедание, либо переедание, излишняя сексуальная активность, недосыпание, либо избыток сна, растрата энергии на ненужные вещи, ненужные мысли, ненужные слова, различные хронические заболевания, скрытые или открытые, неконтролируемый поток эмоций и т.д. Если устранение этих причин всё равно не помогло, то скорее всего присутствует углубленное растройство, которое направляет ум в крайности. Это можно понять, если человек чувствует постоянную смену настроений. То его «прёт», то у него упадок сил. Ни в одном из этих состояний он не может четко сконцентрировать свое внимание и вообще уловить это состояние. Единственный способ «пробить» подобное дуальное состояние это сбалансировать его с помощью рутины. Рутина подразумевает под собой не пребывание в невыносимых условиях на работе, где ты за небольшое (либо за большое) количество денег выполняешь большое количество работы, так что в конце дня никакой сидишь в пабе, либо ходишь на работу каждый день чтобы просидеть там большую часть времени без дела перед монитором. Рутина подразумевает под собой жесткое ограничение во всем, включая сон — пробуждение и отход ко сну в одно и тоже время, питание — кушать по расписанию, равными порциями, одно и тоже каждый день, секс — либо исключить полностью, как очень интенсивное переживание, сбивающее психику, либо заниматься им также по расписанию, редко, только в определенные дни. Также это жесткая упорядоченность в активности и выполнение грубых рутиных действий, которые требуют определенной физической отдачи. Подходит работа связанная с физическим трудом. Важно то, чтобы, она не перегружала и нагрузка была равнозначной каждый день. Выходных быть не должно. Работать можно 5-7 часов в день, все остальное время заниматься упорядочиванием всей остальной своей жизни. Очень важно не переутомляться и учиться всегда равномерно вкладывать свою энергию в работу. Всё это называется карма-йога, то есть йога действия.

24. Неряшливость, небрежность, нечистоплотность. 
Неряшливость также может быть связана с потерей концетрации или внимания. Человек загрязняется тогда, когда допускает это. Нечистоплотный и небрежный человек наплевательски относится к самому себе, к своему телу, к пространству, которое его окружает, к одежде, которую он носит, к еде, которую он ест, к людям, с которыми он взаимодействует, и т.д. Так нечистоплотный человек может систематически отравлять свой организм некачественной и мусорной едой, жить в помещении, что кишит паразитами и плесенью, кушать немытыми руками, не мыться, не умываться, не стирать одежду, заниматься сексом с незнакомыми людьми не используя защитные средства, не убирать мусор в помещении, где живет, не подмываться после туалетных заседаний. Конечно до практики Хатха-Йоги ему очень далеко. Ему сперва следует стать нормальным человеком. Здесь не идет речи о тантрических практиках вообще, в которых происходит трансформация нечистого в чистое. Здесь речь идет именно о практике Йоги, в которую входит такое понятие как Шауча — Чистота. В более обширном понимании это также чистота ума. Если ум засорен ненужной информацией, то реальная практика Раджа-Йоги отдаляется. Одна из основ практики — концентрация. Ее невозможно сохранять, будучи в состоянии, когда ум засорен лишней информацией. Тоже самое касается и вещей. Если в жилище практика присутствует множество ненужных вещей, которые он никак не применяет в жизни, то это говорит о том, что у него и в уме творится бардак и что он является счастливым обладателем огромного количества знаний, которые по факту никак не помогают ему в его развитии. Грязь и бардак в словах, грязная одежда, грязь и бардак в теле, грязь на коже, на руках, на лице, грязь и бардак в мыслях, грязь и бардак в помещении — всё это в сути своей одна грязь. Это является серьезным препятствием в Раджа и Хатха Йоге. Чтобы устранить это препятствие, следует культивировать чистоплотность и порядок, очищаться и культивировать заботу о самом себе. А это в свою очередь всё опять требует внимания по отношению к себе. Навести порядок в доме, постирать одежду, помыть пол, помыться, питаться свежей здоровой пищей, заниматься сексом с близким человеком, делать это всё на постоянной основе — всё это входит в карма-йогу, йогу действия, которая собственно и превращает человекоподобного животного в человека. Конечно, для йогов-аскетов, что живут в диких условиях, немного другие правила, в соответствии с условиями в которых они находятся. Но это не отменяет того, что они всегда поддерживают чистоту.

Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий, Йога, Вишну, Вишварупа25. Дурные привычки и зависимости типа курения, алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности, и т.д. 
Ни одна зависимость не является положительным явлением сама по себе. Это подразумевает то, что человек не свободен. Под понятие дурных привычек и зависимостей попадают любые систематические неконтролируемые действия человека, которые наносят ущерб ему, его вниманию и концентрации, его телу, его жизни, его близким людям. Конечно, человек с зависимостями не сможет практиковать йогу. Но, во многом, человек обладающий теми или иными зависимостями и пагубными привычками, может достичь больших успехов на пути Йоги, если от них избавится. Систематическое курение сигарет способствует возникновению заболеваний легких. Систематическое употребление алкоголя может нанести вред нервной системе и внутренним органам. Систематическое употребление других наркотиков может также нанести вред организму и вывести из строя психику. Сексуальная распущенность может быть разная. В случае избытка сексуальной активности от одиночных «сексуальных приключений» с журналом или перед монитором, человек взращивает в себе извращенные фантазии и желания, которые не дают потом ему покоя и изменяют его психику, делая его асоциальным и замкнутым человеком, а также истощают организм частыми интенсивными переживаниями. Я напомню, что никакая задержка семени не поможет. Любой оргазм потрясает нервную систему и при заядлой частоте истощает ресурсы организма и создает дофаминовую яму, после чего многие не знают как жить и что делать. Тоже самое касается и секса. Казалось бы, просто прекрати заниматься рукоблудством и(или) прекрати часто заниматься сексом и все наладится. Но многие этого не понимают и продолжают культивировать свою пагубную привычку, не понимая что с ними вообще происходит. Чтоже касается, сексуальных приключений «в миру», то там большинство людей, не соблюдая принцип чистоты, набирают себе букет всевозможных болезней, от многих из которых очень сложно излечиться, а некоторые из них вообще не лечатся. Так они и живут всю жизнь с болезненными отметинами своих приключений. Многие живут на постоянной поддерживающей терапии сильнодействующими лекарствами до самой смерти. Какой смысл заниматься этим? Ради одного «сладкого» момента испортить себе всю жизнь? Это по меньшей мере неадекватно. Именно поэтому среди йогов не практикуются беспорядочные половые связи, а культивируется семья (моногамная, полигамная или полиандрическая — не важно), где исключены заболевания передающиеся половым путём и секс используется в качестве средства саморазвития. Чтобы избавиться от дурных привычек, следует также практиковать внимание к самому себе и соблюдать чистоту.

26. Худоба и анорексия или лишний вес. 
Излишняя худоба и анорексия это признак либо физического недуга, который следует излечить, либо психического расстройства, которое также следует вылечить, либо недоедания, которое следует устранить с помощью правильного выстраивания сбалансированного рациона питания в соответствии с потребностями организма и индивидуальными особенностями конкретного человека. Худой истощенный человек не сможет практиковать йогу в той мере, в которой требуется. У него просто не хватит энергии. Велик риск получить травмы. Лишний вес и булимия являются также расстройствами либо связанными с какой-то болезнью, либо с психическим отклонением, либо с перееданием. Лишний вес также создает препятствия для практики. Человек с лишним весом также имеет высокий риск получить травмы опорно-двигательного аппарата и проблемы с сердечно-сосудистой системой. Для практики йоги нужно йогическое тело. Не худое и не полное. Должен быть нормальный умеренный процент жировой прослойки. Должна быть в меру развита мышечная масса, умеренная сбалансированная гипертрофия, должен быть баланс массы низа и верха тела для правильного выполнения асан. Прежде чем преступить к практике Хатха и Раджа Йоги, следует избавиться от лишнего веса, либо наоборот прибавить веса и развить в достаточной мере свои мышцы, развить определенные навыки, необходимые для практики асан и пранаямы. Для этого существуют различные физические дисциплины, которые можно назвать одним словом — «подготовка» или же Юкти-Йога.

Гуру, Парампара, Раджа-йога, Препятствия в йоге, 30 препятствий, Йога, Ведавьяса, Веды27. Слабость и мышечная атрофия. 
Они могут быть как у худого человека, так и у полного. Но связано это однозначно с недостатком физической активности, сидячей работой, недостатком определенных веществ в организме (аминокислот, жирных кислот, железа и других витаминов и минералов) из за несбалансированного питания, стрессами, различными заболеваниями, гормональным сбоем, сексуальными излишествами, отсутствием нормального здорового полноценного сна, наличием вредных привычек и т.д. Все предыдущие препятствия могут отражаться на теле в виде слабости и мышечной дистрофии. Чтобы решить этот вопрос, следует конечно же устранить все предыдущие факторы, научиться питаться сбалансированно, скорректировать свой рацион, обследоваться у компетентного доктора, дабы исключить всевозможные серьезные заболевания и начать заниматься дозированно силовыми нагрузками. В этом плане также существует достаточно множество дисциплин. Можно использовать тренажеры, свободные веса, свой собственный вес. Здесь важно то, чтобы это происходило также под руководством компетентного человека, гуру или тренера. Всё это также входит в понятие подготовки (Юкти-Йога). Компетентный человек может правильно составить сбалансированный рацион питания, подобрать оптимально нагрузку, так чтобы развиваться и не переутомляться, он может помочь убрать лишний вес или набрать необходимое количество мышечной массы. Самое главное здесь — не заниматься самодеятельностью, чтобы не навредить себе.

28. Плохая выносливость. 
Для того, чтобы находиться долгое время в одной позиции требуется хорошо развитая специфическая выносливость, а именно статическая выносливость. Выносливость прямо пересекается с качествами воли, усидчивости, постоянства, стрессоустойчивости, устойчивости к внешним воздействиям. Для того, чтобы развить статическую выносливость, для начала лучше развить динамическую общую выносливость и адаптацию сердечно-сосудистой системы. Для этого применяется дозированная аэробная нагрузка разных видов. Ходьба, бег, плавание, и т.д. — все это улучшает общее состояние организма и делает человека более выносливым и готовым к практике асан. Если приступить к практике асан с плохой адаптацией сердечно-сосудистой системы, то можно очень сильно себе навредить, сделать только хуже. Конечно, здесь, как и везде, адаптацию организма следует производить медленно и постепенно. Для человека, который целыми днями просиживает в офисе или на учебе в кресле, лучшим способом начать адаптацию сердечно-сосудистой системы будут ежедневные прогулки в парке или в любом другом приятном месте, где есть свежий воздух в течении 30-40 минут на протяжении месяца. После этого можно в ходьбу уже включать ускоренную ходьбу и небольшие пробежки по 3-5 минут. Но всё это должно смотреться по состоянию. Нагрузка должна подбираться персонально, в соответствии с индивидуальными особенностями конкретного человека. О практике асан в данном случае не может быть и речи, пока организм не будет к этому готов. Для новичков можно использовать только «растягивающие» асаны и то умеренно, без лишнего напряжения.

29. «Дубовость», плохая гибкость. 
Плохая гибкость — это одно из самых последних препятствий на пути йоги. Для того, чтобы придти к йоге гибкость тела и гибкость ума нужны в самую последнюю очередь, но они безусловно нужны. Сама Раджа-йога последовательно развивает гибкость тела посредством асан и гибкость ума посредством пратьяхары, дхараны и дхьяны. И всё же, недостаточная гибкость, недостаточная подвижность в суставах могут быть препятствиями для того, чтобы начать практику асан. Поэтому в Юкти-Йоге также уделяется внимание умеренному развитию гибкости. Для совсем «дубовых» людей конечно следует больше внимания уделить развитию этого параметра. Гибкость и стойкость (выносливость) идут друг рядом с другом и поэтому они тренируются в совокупности, параллельно друг другу. В подготовительном этапе необходимо достичь такой растяжки, чтобы без труда можно было качественно (с позиции гибкости) выполнять каждую позицию из первого классического варианта виньясы «Приветствие Солнцу». Это является хорошим ориентиром в практике. Не должно быть гипермобильности в суставах. Это вредно для практики йоги и для организма в целом. Те люди, которые умеют «складываться пополам» и называют себя йогами, в сути своей являются не йогами, а факирами и шоуменами, которые устраивают представления с демонстрацией возможностей своей гипермобильности суставов. К настоящей йоге это никакого отношения не имеет. Гибкость в йоге нужна настолько, насколько это требует правильное выполнение асан, виньяс, комплексов, а также для поддержания здоровья в организме, легкости, отсутствия напряжения в теле и всего того, что могло бы отвлекать в последствии практика от глубокой медитации.

30. Слишком серьёзное отношение к вышесказанным препятствиям, к практике йоги и к жизни вообще. 
Будьте внимательны в отношении этого пункта! Устранять это препятствие следует только после того, как были устранены все предыдущие! 
Серьезное отношение к препятствиям, к жизни создает лишний стресс и завышение важности самой проблемы. То есть происходит раздувание из мухи слона. Следует относиться ко всему этому с нормальным здоровым принятием, последовательным устранением и решением всех стоящих вопросов. В сути своей все эти вещи не являются такими уж и сложными препятствиями, а поэтому достаточно легко решаются, стоит только лишь обратить на них свое внимание и применить в их отношении принцип замены бесполезного и вредного на полезное. Так делает настоящий йог. А лжейоги бесконечно спекулируют на всех этих проблемах, выискивая их в других, обсуждая недостатки других, осуждая других, соревнуясь друг с другом в каких-то достижениях и способностях, и формируя в общественном информационном пространстве совершенно отвратительный и извращенный образ йогов и йоги. Точно также лжейоги страдают фанатизмом по практике. Они слишком серьезно относятся к практике, настолько серьезно, что порой даже не считают людей, которые не практикуют йогу за людей. Многие из них являются счастливыми обладателями таких взглядов, в рамках которых не существует никого кроме авторитета гуру и священных писаний, причем эти писания они в силу своего примитивного мышления и незнания санскрита извращают как только могут и все люди вокруг непременно должны следовать этому мировоззрению. Вот они и пытаются распространять свое «священное знание» вопреки желаниям и потребностям окружающих их людей. Фанатизм формируется у людей из за слишком завышенной самооценки, и завышенной планки важности, либо из-за неуверенности в себе и заниженной самооценки, хотя все это палка о двух концах. Конечно, это все не йога, а псевдойога, которая не практикуется вне препятствий описанных выше, а стоит на этих препятствиях, словно храм лжи и профанации, подпираемый колоннами. Стоит как монолитное здание. Эта сугубо иерархическая структура, жесткая монолитная конструкция является ничем иным, как тоталитарной сектой, где возможность достичь Самадхи жестко блокируется. И подобных тоталитарных и не очень сект в наше время расплодилось достаточно много. К йоге они не имеют никакого отношения. Никто из них не является йогом. Их цель — наживаться на глупых людях, набивать купюрами свои кошельки и(или) едой свои животы. Настоящего йога отличает гибкость ума, тонкий художественный вкус и возможность взглянуть на всё вышесказанное совершенно с другой стороны, и полностью приняв это, адаптировав под себя и свои индивидуальные особенности практику йоги, достичь в ней конечной цели, вопреки каким-то устоям, неясным суевериям и ограниченным представлениям, вопреки догме. Догматичность — вот самое последее препятствие.

А что касается жизни в целом, если к ней и к событиям в ней происходящим относиться с полной напыщенной серьезностью, то проживешь достаточно короткую и несчастную жизнь, даже если и хочешь жить вечно, а умрешь скорее всего от болезни связанной с избыточным эмоциональным стрессом.

Ruru Yogi (Никита Полако). 04.09.2017.

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

8
Комментарии: 0Публикации: 97Регистрация: 19-12-2017
Метки: , , , , , , , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария: Факторы, препятствующие практике йоги

  1. Уведомление:ДВА ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ЮКТИ-ЙОГИ  — Yukti Yoga

  2. Уведомление:Частые вопросы о йоге — Yukti Yoga

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.