РАЗБИРАЕМ ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ. Глава 1. Сутра 6

प्रमाणविपर्ययविकल्पनिद्रास्मृतयः pramāṇaviparyayavikalpanidrāsmṛtayaḥ

प्रमाण (pramANa) – измерение, мера, степень, доказательство, просодическая длина, средства (по)знания (науки), правильное понятие, любой вид меры, правильная мера, мера физической силы, соответствие движений танца с музыкой или песней, стандарт, норма, правильное восприятие, руководящие принципы, средство приобретения определенных знаний или правильного представления (достоверного знания), единство, любые доказательства, авторитет, власть, единство, размерность, измерение в музыке (такт), основной, полномочие, состояние, масштаб, ограничение, верная ремарка, такт, верный такт, умение танцевать и петь в такт, верное восприятие.

विपर्याय (viparyaya) – перевёрнутое, инвертированное, инверсия, обратное, порочное, извращённое, ошибочное, превратное, перевёрнутое, вопреки, революция, переворот, изменение цели или поведения, оборот, поворачивание, бартер, обмен, разрушение, уничтожение, несчастье, беда, смена мнения, враждебность, неприятие, свержение, поражение, транспозиция (перестановка), избегание, неправильное понимание, поворот судьбы, изменение к худшему, обмен, замена, напротив, гнушаться, внесение изменений, противоречие, потеря, разворот, перемена, чередование, превратность, ошибка, побег, идущее к концу, имеющее свойство завершаться, перевёрнутый порядок, беспорядок, перевернутый порядок наследования, изменённая последовательность, извращённость, бедствие, вражда, заблуждение, неправильный выбор.

विकल्प (vikalpa) – выбор, вариант (опция), альтернатива, другое, различие, отличное, отличие, нерешительность, колебание, мышление, размышление, мыслительный процесс, вариация, изменение, допуск варианта или альтернативы, промежуток между двумя Кальпами, расчёт, вычисление, божество, заявление, утверждение, антитеза противоположностей, прием, вход, признание, разница восприятия, доступ, ментальная затея, план, промежуточная Кальпа, искусство, сомнение, умственное занятие, ложное понятие, приспособление, выдумка, чередование, смена, разнообразие, многообразие, фантазия, воображение, комбинация, сочетание, представление, образ, множество.

निद्रा (nidrA) сон, сонливость, дремота, вялость, праздность, лень, закрытый бутон цветка, мистическое название буквы bh.

स्मृत (smRta) прохождение, счесть, объявленное или провозглашенное в Законах, предписанное, стилизованное, предписанное Смрити или традиционными правилами, вспоминаемое, запоминаемое, выученное, переданное, призванное на ум, названное, выраженное, упомянутое, запомненное, вспомненное, объявленное как, подумать о, воспоминание, память, сосредоточенность, раздумье, воспоминание, заново собранное, поданное сверху.

 

Перевод: «(С пяти сторон мы можем рассмотреть ума те изменения): 1.Утверждение чего-то, 2. Неприятие и отрицание, 3. Размышление-в-сомнении, 4. Сон и 5. Воспоминание.»

(Вольный стихотворный перевод).

 

Комментарий Ruru Yogi: это действительно сложная по смыслу сутра. Её перевод имеет очень сложные смысловые значения. Любые сокращённые переводы будут неправильными и также будут неправильно растолкованы. Мы переводили её вдвоём с Таркузом, используя словари и собственные познания в языке. В данной сутре идёт повествование о пяти типах Вритти, которые могут быть практичными и непрактичными (каждый из них, всего десять типов). Каждое свойство Вритти можно разделить на два полюса. Один полюс включает в себя состояния, которые могут способствовать практике Йоги, а другие, которые не способствуют практике Йоги. Это проявляется во множественности переводов каждого слова. Перевод каждого слова может иметь как «позитивное», так и «негативное» значение в отношении самой практики. Поскольку в первом слове «Прамана» отсутствуют негативные переводы, многие люди делают ошибочные выводы о том, что оно якобы является основным и базовым здесь, что оно не имеет «негативного полюса», и что, когда речь в пятой сутре идёт о «негативном», имеют в виду именно все остальные свойства, кроме первого. Это неправильное воззрение. Следует понимать то, что сам язык санскрит претерпел достаточно много изменений. Те значения, которые можно встретить здесь являются в большей степени уже следствием развития этого языка в культуре, философиях, искусстве. Да, безусловно, следует переводить сутры полностью, разбирая каждое слово, но не следует эти слова мешать в одну кучу, либо наоборот вычленять здесь что-то одно. Следует уметь разбирать всё на части, но при этом и видеть всё в целом. Поэтому, прежде чем делать какие-то поспешные выводы, ознакомьтесь сперва с контекстом, изучайте все сутры и пытайтесь находить единое зерно истины, объединяющее звено.

Некоторые пытаются интерпретировать это так, что «Прамана» и «Випарьяя» являются диаметрально противоположными друг другу. На самом деле это не так. В данном случае «Прамана» является «утверждающим» свойством ума, а не каким-то «истинным знанием». «Прамана» может привести человека к ошибочным убеждениям и фанатичной вере в «непоколебимую истину», в догму. Такие значения как «полномочие», «ограничение», «измерение», «мера», показывают нам что это одна из функций ума – утверждение, ограничение, вычленение чего-то, рассмотрение его с какой-то позиции. Это примерно можно описать, как «познание того, что я вижу таким как я это вижу и описание этого так как я это вижу на основании моих органов чувств, свидетельства и вывода». Здесь есть два направления познания через призму «Праманы» — продуктивное, когда видишь и воспринимаешь действительно так как оно есть и видишь через призму каких-то убеждений, условных «авторитетов», догм, через призму иллюзорного ограниченного восприятия. Такое значение слова как «ограничение» имеется здесь неспроста! То есть само в себе слово «Прамана» имеет два противоположенных значения, рассматриваемых как «Клишта» и «Аклишта». Поэтому рассматривать это как какое-то «знание» или вообще переводить как «правильное знание» и противопоставлять это «Випарьяе», называя это ошибочным знанием, является некорректным и противоречит предыдущей сутре.

Теперь разберёмся с термином «Випарьяя». «Випарьяя» в данном случае является отрицающей функцией ума. Только в таком значении её можно противопоставить «Прамане», поскольку «Прамана» это соглашение, утверждение, позиция. «Випарьяя» это неприятие чего-то и попытка изменить (проявляемая в действии). Оно также имеет два свойства — продуктивное и непродуктивное. Например, когда происходит какой-то беспредел и бесчестие, ум честного человека, героя, может не соглашаться с этим и через применение функции отрицания может создать основу для действий. «Негативная» или «непродуктивная» функция «Випарьяя» заключается в неприятии, например, собственной природы, каких-то естественных процессов и если ум предпринимает активность что-то поменять естественное, происходит то, что можно назвать «разворот», «перверсия», «извращение». Таким образом, сама по себе функция отрицания, отторжения, пренебрежения не является негативной или позитивной, но имеет продуктивные и непродуктивные свойства в отношении самой жизни человека, его убеждений и конечно же самой практики Йоги. Так йогин, инструментально использует отторжение себя от того, что не приносит ему никакой пользы или причиняет вред, и при этом преодолевает в себе отторжение того, что естественно, преодолевает флуктуации ума, которые направлены на бултыхание в попытках изменить естественный ход событий.

Следующий термин «Викальпа» является также непростым для понимания. В его переводе скрыто множество значений. Одно из основных значений не фантазия, как его обычно все переводят, а «колебание», «сомнение», «множество». Здесь имеется в виду как раз то, что ум в этом состоянии может находиться не первых двух состояниях – не в утверждении и не в отрицании, а в сомнении. Это противопоставление двум предыдущим свойствам. В основе сомнений лежит также двойственность. Сомнения могут быть как продуктивными – нести пользу, так и непродуктивными – нести вред. Человек, который сомневается, может взломать догматику и слепое утверждение своего ума, либо каких-то суеверий, ложных представлений и т.д. Непродуктивные сомнения рождают фантомы и ошибочные представления. По сути — это следствие сомнений относительно чего-то, следствие внутри негативного полюса «Викальпы». Если нет четкой позиции (так это или ни так), ум сам воображает себе так как должно быть, либо пытается найти ответы. Если ум придумывает в силу своей лени, ограниченности и тупости, тогда создается то, что называется симуляция. Если же ум развитый, он начинает сомневаться продуктивно. Это то, что называется критическим мышлением. Важно не путать критическое мышление, то есть продуктивное сомнение с ошибочными суждениями, представлениями и выдумками.

Когда ум не утверждает, не отрицает и не сомневается, он спит. Спящее состояние ума называется «Нидра». Очень важно обратить внимание здесь на образное значение применимое к данному слову – «бутон цветка, ожидающий своего раскрытия» или «нераскрывшийся цветок» или «закрывшийся бутон цветка». Проникнув в этот образ, можно понять продуктивную сторону этого состояния. В состоянии «нидра» ум спит, не бодрствует, отдыхает. Это естественное состояние ума, одно из характерных для него свойств. Когда ум переутомлен различными операциями он входит в режим сна. Непродуктивный «полюс» этого свойства – праздность, лень, пассивность, вялость, то есть по сути несвоевременно включение данной функции причиняет «боль» и является «Клишта», то есть болезненной формой этого состояния. Безболезненная форма – это нормальный своевременный переход ума в режим сна, отдыха, восстановления.

Когда ум не утверждает, не отрицает, не сомневается и не спит, он начинает погружаться в анализ прошлых событий, опыта, открывается доступ к памяти. Продуктивный полюс этого свойства заключается в том, что на основе опыта можно предпринимать какие-то решения, то есть это погружение в «почву случившегося», для того, чтобы произрасти из неё ростками активности и утверждения. Таково «продуктивное» понимание «Смрита». Память является «хранилищем опыта» в уме, а также хранилищем впечатлений и образов, ощущений, состояний, утверждений и отрицаний и т.д. Непродуктивная активность в режиме «Смрита» проявляется как глупая ностальгия, вспоминание прошлых событий в духе «а раньше то было лучше…», тоска по ушедшим временам и т.д. Память является копилкой, которая собирает всё. Она имеет свойство со временем приходить в состояние беспорядка. И поэтому многие люди, вспоминая прошлые события, вспоминают не сами события, а свои представления о них, какие-то поздние выдумки и фантазии относительно этих событий. В итоге, получается, что события, которые были и которые находятся в памяти данного человека во многом отличаются друг от друга. Это является причиной непонимания той или иной проблемы, возникшей с человеком на данный момент времени. Таким образом память является «завершающим» этапом в формировании иллюзий, которые строит ум человека. Продуктивным опытом является только тот опыт, который запечатлён в памяти таковым, какой он был на самом деле, а не таковым, который сформировался у человека под влиянием его ошибочных суждений, выдумок, догматических утверждений, пустых сомнений, отсутствия внимания и погружения в состояние сонливости в момент получения этого опыта.

Вывод: Как мы можем увидеть здесь, в Йоге нет жесткой догматики относительно чего-то хорошего или плохого. Эту догматику выстраивают сами люди, интерпретируя это через призму своей традиции. Я пытаюсь интерпретировать это через призму самой Раджа-Йоги, таковой какая она есть и какая была тогда, когда эти сутры только излагались. Чтобы вникнуть в суть этой сутры, нужно обязательно изучать предыдущие и последующие. Тогда у вас выстроится полная картина относительного того, чего хотел донести до потомков Гуру Патанджали.

0

Автор публикации

не в сети 7 месяцев

admin

10
Комментарии: 0Публикации: 123Регистрация: 19-12-2017
Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Войти с помощью: